Возрождение: время «человека прекрасного»

На границе 14 – 15 вв. в Италии возникла культура, нареченная позже культурой Возрождения. Основная ее идея была, что человек – прекрасен и духовно, и телесно.

Новое представление о самом человеке не просто так возникло как раз в Италии, державе состоятельных и влиятельных городов – государств. Большинство из них являлись республиками, которые сохранили демократические порядки. Городская сфера Италии зародила новый образ личности — активного, обеспеченного и деятельного человека.

Люди того времени попытались восстановить античную культуру. Увлеченность античностью овладело итальянским обществом: грамотные, состоятельные городские жители и аристократы стали собирать предметы древности — утварь, древние монеты и медали, не уничтоженные статуи, весь этот старинный антиквариат очень популярен и ныне. Они старались воссоздать обустройство и убранство домов греческих или римских. Профессора, начиная работу в своих кабинетах, обязательно облачались в римские одежды, которые очень напоминали тоги. Все это способствовало дальнейшему процветанию исторической науки в Италии, а также возникновению наук, которые постигают историю человечества (археология), историю монет и их чеканки (нумизматика), историю наградных медалей, орденов, знаков отличия (фалеристика продажа), ну и, конечно же, история родов и фамилий (генеалогия).

Философов конца 14 – 15 века все более привлекал человек — его естество, способности. В университетах начали пользоваться популярностью предметы, изучающие человеческую природу, социальное устройство, проблемы этики. Эти дисциплины называли «studia humanitatis», отсюда и вышел термин «гуманизм». Он лучше всего отображает характер философии века Возрождения. А интеллектуалов и ученых, которые изучали эти вопросы, называли гуманистами.

Гуманисты представляли себе человека гармоничным созданием, который схож с Богом. Красота его и истинное благородство заключались в достоинствах, которые надлежало развивать у юношества, — правдивости, героизма, патриотизма, а также самоотверженности в служении своей державе, и, конечно, в тяге к изучению науки и творчества. Гуманисты Италии конца 14 — первой половины 15 в., которые воспитывались на идеалах античной истории, проповедовали «активную жизнь» и гражданский гуманизм. Они активно участвовали в политической жизни своей страны, избирались на различные должности, например, канцлеров или судей. Во второй половине 15 в., в то время большинство итальянских городов превратились из республик в синьории, создалось государство с единоличным правителем, именно тогда гуманисты нашли выход, они стали пропагандировать «уединенную жизнь», которую необходимо проводить в занятиях науками, ведь приумножая знание, также можно приносить пользу обществу.