Детская литература от истоков до наших дней

Произведениями детской литературы являются сказки, рассказы, повести и т. д. Они предназначены для воспитания и образования юных читателей и читательниц до 15-16 лет посредством понятных языка и литературных образов. Некоторые, изначально созданные для чтения взрослых людей произведения, на сегодняшний день относятся к детской литературе, например, яркие и поучительные сказки Ганса Андерсена, братьев Гримм, Шарля Перро, А.С.Пушкина, захватывающие «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо и «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта и многие другие. Таким образом, и появилось понятие «детское чтение». В России существовал детский журнал, называющийся «Детское чтение для сердца и разума», авторами которого являлись Новиков, Кутузов, Петров, многие из этих книг можно прочитать тут: http://online-knigi.com/biblioteka/6/detskie.

Детская литература в России зародилась в истоках русского народного творчества, и выразилась в песнях, сказках, баснях, былинах, различных повествованиях и сказаниях. Современная наука располагает материалами, относящимися к Х веку н.э. Известно, что в Древней Руси в семьях специально для детей было принято нанимать или принимать на содержание, так называемых, старух-сказительниц. Наряду с этим, сказки напевались и самими матерями и бабушками.

«Царственный летописец», составленный в XVI в. на основании различных летописей, представлял собой сборник сказочных преданий. Предание об Александре Македонском содержится в произведении «Азбука-свиток», относящемуся к 1667 г.

В конце XII в. создавались рукописные сказочные собрания. Часть из них, например, сказка об Илье Муромце и о Соловье – разбойнике дошла и до настоящего времени.

В XVI—XVIII веках большую роль и все большую популярность стала играть литература для духовного чтения: «Псалтырь», «Жития святых» и «Священные истории». Считалось, что духовная  литература является хорошим инструментом для воспитания, поэтому отдельные тексты были включены в детские буквари.

Существенное внимание грамотному воспитанию юного поколения уделял Петр I. В этот период распространение букварей, азбук и прочей  учебной литературы было чрезвычайно активным. По специальному указу Петра I был сформирован педагогический сборник «Юности честное зерцало», в котором для более легкого и увлекательного чтения детям предлагалось множество произведений самых разных  жанров и видов: легенды, повести, романы, басни, баллады, сказки. Известны и популярны и по сей день Эзопа, «История Елизаветы, королевы английской», «История об Александре, российском дворянине».

Во второй половине XVIII века к созданию произведений детской литературы присоединились известные писатели: Н. М. Карамзин, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин и др., однако, по большому счету детская литература: нравоучительные рассказы, басни, сказки, повести, стихи, научно-популярные произведения, продолжала заимствоваться  у западных стран (например, Франция, Германия).

Сегодня многие пишут ради денег, а не для души и не для заботы о детях. Такое время – законы рынка, захватив нашу страну, еще только начинают уступать место заботе о будущем, социальным программам и т. д. Тем не менее, русская земля во все времена рождала и будет рождать замечательные таланты, способные зажигать сердца не ради корысти и славы. Если каждый напишет хотя бы одну детскую книгу, одну сказку или нравоучительный рассказ за свою жизнь, мир станет добрее и чище.