Анализ стихотворений Пушкина

А.С. Пушкин оставил богатое творческое наследие в различных литературных жанрах, но стихотворения в этой палитре занимают значимое место. В лирике поэта глубоко и ярко выражена его гениальность. В стихах величайшего поэта прослеживаются его отношение к действительности, личностные ценности.

В раннем периоде творчества — годы учебы в Царскосельском лицее, юный Пушкин следует канонам французской поэзии. Стихами любимых поэтов: Вольтера и Парни он зачитывался в детские годы. Но в ранних его стихах прослеживается и стремление развивать традиции, заложенные русскими поэтами. В лицее Пушкин изучает творчество Державина, Батюшкова, Жуковского. Юный Пушкин в стихах и беспечно наслаждается радостями бытия, и пишет о муках неразделенной любви, передает переживания и метания поиска смысла жизни. Но и в ранних его стихах уже ощущаются попытки выхода за рамки узколичных переживаний. Все чаще юный поэт обращается к темам общественного и философского значения: любовь, воля и свобода, дружба, жизнь и смерть, состояние покоя, буря, изменения в природе и в человеке. Ярким тому примером являются стихотворение «Городок», «Воспоминания о Царском Селе», «Тень Фонвизина». В лицейские годы Пушкин увлеченно пишет сатирические послания и эпиграммы, тем самым обращает на себя внимание признанных русских поэтов.

Во всеобъемлющую тематику Пушкин окунулся после окончания лицея. В его лирике все большее значение приобретают стихи о жизни, чувствах и мыслях революционно настроенных передовых людях своего времени, мечтающих о свержении самодержавия и освобождении крестьян от крепостного рабства. В это время им написаны стихотворения «Вольность», « к Чаадаеву», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», которые вместе с другими произведениями поэта вызвали большой интерес и отклик общественности. В своих стихах поэт предает гармонию и красоту природы, свободу, радость жизни и любви.